«Театр сильнее всего воздействует тогда,
когда он делает нереальные вещи реальными.
Тогда сцена становится перископом души,
позволяющим заглянуть в действительность изнутри.»
Франц Кафка
Расскажите о начале вашего театрального пути. С чего всё начиналось, какие были первые роли и какие были наиболее важными для Вас?
Начало моего творческого пути было в молодёжном театре «Тур де форс» с Натальей Сергеевной Князевой. Туда я пришла ещё не очень понимая, что такое театр. Там я занималась долгое время и постепенно поняла, что мне это очень нравится. И в этом театре были мои первые роли. Это роль Сюзанны Делисиас в спектакле «Оркестр» по пьесе Жана Ануя и роль Айседоры Дункан в музыкально-драматическом спектакле «Музей любви». И, кстати, наверное, благодаря этому спектаклю и этой роли был впоследствии создан спектакль «История одной босоножки», который идёт сейчас в Театре на Чайной. О жизни Айседоры Дункан, о её творческом пути.
На самом деле,впервые о театре я задумалась в детстве, когда мне было лет шесть-семь. Меня родители повели на детскую сказку новогоднюю «Буратино» и, когда я пришла домой, была очень вдохновлена, написала свою сказку про Буратино и Шапокляк. Сделала какое-то подобие костюмов, прорепетировала, собрала всех дома и начала показывать им спектакль. Можно сказать, что, начало моего творческого пути ещё было вот там, в детстве. Фундамент закладывался какой-то.
Чем для вас является театр? Что чувствуете вы, выходя на сцену?
Театр - это одна из важных составляющих моей жизни. Когда его нет, становится очень грустно, как будто чего-то не хватает. Как мне кажется, в жизни человека должно быть всё гармонично. То есть, это обязательно должна быть семья, потом любимая работа, отдых и какое-то хобби, увлечение. Так вот когда нет любимой работы, а в данный момент театр – это то, что я очень сильно люблю, то жизнь получается не совсем полноценная, какой-то частички, важной составляющей моей жизни не хватает.
Перед выходом на сцену всегда испытываешь нервный трепет, который не очень нравится, но когда выходишь на сцену, всё это забывается. Когда ты заболевший играешь спектакль, то, выйдя на сцену, перестаёт, к примеру, болеть горло. Сцена – она лечит. А театр, тот театр, который я понимаю - разновидностей театра очень много, и у каждого театра есть своё предназначение - мне нравится тем, что даёт ответы на какие-то вопросы. Или, даже если это лёгкая комедия, особенно в наше время, когда хочется прийти и расслабиться, то ты всё равно уходишь наполненный, а не просто посмотрев какой-то юмор ниже пояса, хотя, у меня это не всегда вызывает смех.
Довольно часто деятельность оказывает влияние на человека ею занимающегося. Она изменяет его и требует особого внимания, в том числе и отдаление на задний план других дел, интересов и даже людей. Насколько часто приходится совершать такой выбор и легко ли он даётся?
Когда актёр вживается в роль, она каким-то образом отражается на нас, актёрах. Идёт сильное перевоплощение и потом замечаешь, если спектакль лёгкий, позитивный, то ты потом чувствуешь себя так же легко и хорошо. А вот если спектакль драматический, как, например, у нас был спектакль «Вне зоны доступа про самоубийц» и я играла там роль одной из девушек-самоубийц, то первое время после окончания спектакля я чувствовала, как у меня очень тяжело на сердце, иногда даже оно болело, и я подумала: «Ира, стоп, это что-то такое? Таким образом моя карьера очень быстро закончится, нельзя». И я начала изучать игровой театр. Когда актёр остаётся со стороны, он не погружается полностью, не перевоплощается в своего персонажа. Он просто примеряет его на себя, но при этом не начинает переживать то, что должен переживать его герой. И лично для меня это стало неким идеалом. Это не означает, что мы играем как будто бы это нас никаким образом не касается, но все проблемы персонажа - это проблемы персонажа, это не мои. Конечно, театр занимает очень много времени, иногда, действительно, надо чем-то жертвовать, но я семья и родные для меня в приоритете. Всем остальным, каким-то другими видами, приходится очень жертвовать, но только не семьей. Поэтому сейчас я нахожусь в декрете и надеюсь, конечно, скоро уже буду потихоньку возвращаться на сцену.
Театр – совершенно потрясающее место не только во время показа спектаклей, но и их репетиций. Как происходит рабочий процесс подготовки?
Рабочий процесс обычно происходит следующим образом. Это читка и разбор пьесы, работа над ролью каждого актёра, потом непосредственно уже постановка спектакля, мизансцены. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Спектакли иногда ставятся несколько лет. Очень редко это происходит быстро. Зачастую работа над спектаклем происходит минимум в течение года. По крайней мере, как это происходит у нас. Меньше девяти месяцев ещё было. Как я говорю, это практически как вынашивание ребёнка. Спектакль надо выносить и родить.
Сложно ли попасть в мир театра?
Сейчас вообще модно идти в актёры, туда все стремятся, благодаря нашему телевидению и журналам. Но, если ты не родился под счастливой звездой, то на самом деле это очень трудоёмкий процесс, это очень сложная работа. И о том, насколько тяжело в наше время творческим личностям достичь результата в нашем государства можно посмотреть наш спектакль «История одной босоножки», где очень хорошо показано, как творческая личность добивается своей цели и чем ей приходится жертвовать. Конечно, не дай Бог такого ни кому, наверное, только великой личности с тяжёлой судьбой такая участь. О том, чего стоит человеку творческому добиться чего-то в стране, это можно посмотреть в этом спектакле. Несмотря на то, что прошло уже довольно много лет, особенно ничего не изменилось. Всё так же двери закрыты и для того, чтобы чего-то добиться, нужно очень много грызть стен.