«Знает немного обо все и даже больше», – так можно описать выпускницу нашего факультета, магистрантку Марию Гилевич. Гендерный дискурс, медиаграмотность «от А до Я», мировые политические аспекты или местные события. Для этой девушки не составит труда подержать разговор на любую тему, оперируя четкими фактами и весомыми аргументами. 

  1. Не могу не спросить, но все же, как попала в журналистику и почему выбрала эту сферу?

Профессию выбирала исходя из темперамента. Для меня, журналистика – это «знать немного обо всем»; это привычка быть в гуще событий и всегда держать руку на пульсе. Мне в этом комфортно. 

  1. Теория или практика? Что из этого важнее и необходимо ли вообще учиться «журналистики» в университете?

На мой взгляд, теория в профессии журналиста – это сумма фоновых знаний. В университете Вас могут научить «КАК» писать, но для этого нужно знать «ЧТО» писать. Набраться формы, привыкнуть к стилю и набить руку вы всегда сможете на работе. Даже не так, в каждой новой редакции вам придётся привыкать к новой форме работы. Работа с информацией, это про гибкость, умение подстраиваться и развиваться. 

Сравним. На экономическом факультете вас научат сводить дебит с кредитом и, придя на работу бухгалтером, вы будете работать по этим правилам. На факультете журналистики вам покажут варианты работы с информацией, но «СВОЙ» вариант вы должны будете искать сами. 

  1. За время учёбы ты успела попрактиковаться во многих СМИ, в том числе на «1+1». Расскажи про этот опыт. 

Это про возможность поучаствовать в работе «медиамонстра»; про абсолютно другую новостную повестку: никто не снимает сюжет про плановую чистку ливнёвок – снимают ограбления, митинги, протесты и фестивали; про другой уровень возможностей: всегда есть ресурс для съёмки, большинство дверей открыто, да и ты сам расправляешься, когда говоришь: «Здравствуйте, это журналист 1+1». 

К тому же, 4 года назад это была еще, и превосходная возможность наблюдать изменения в жанрах и форматах журналистики. На примере такого конгломерата как «1+1» четко прослеживались появление понятия «универсального журналиста», а сам контент начал становится более конвергентным. 

  1. Если вернуться ещё раз в университет, какой бы предмет прослушала бы с удовольствием ещё раз? 
  • Современная украинская литература – и представить не могла, что настолько много (!) достойных произведений создают сейчас. 
  • Основы журналисткой деятельности – без основ и базы вообще никак. 
  • Мастерство, которое было связано с навыком построения спонтанной речи и работой над голосом. Как по мне, это вообще «мастхэв» для каждого человека с претензией на образованность. 
  • История европейских стран. Безумно важный предмет для понимания современного геополитического дискурса и умения видеть истинные причины и тригерные точки отношений между странами, народами, союзами. 
  1. Что вообще было наиболее запоминающееся во время учёбы?

Люди. Которые готовы были делится знаниями и вкладывать. Которые понимали и поддерживали. Которые провоцировали прыгать выше своей головы.

  1. Я знаю, что ты неоднократно поднимала в своих работах гендерную тематику. Поэтому не могу не спросить, в журналистике место девушкам или парням? Играет ли вообще это роль в данной сфере?

Играет. Мальчиков любят больше. В какой-то момент, количество девушек, особенно на ТВ, приблизилось чуть ли не к 80% и многие каналы начали отбирать сугубо мальчиков, даже если они были объективно слабее. Может, так пытались поддержать гендерный баланс, но, фактически, это все получалось искусственно. 

Я за здоровую конкуренцию и отсутствие привязок по гендеру, расе, внешнему виду. Кто лучше, тот пускай и работает. 

  1. Твой диплом был о медиаграмотности. На твой взгляд, кому необходимо знать данный профиль?

Медиаграмотность – это про образованность человека и его умение отбирать информацию для усвоения. Это про выстраивание личных границ, за которые не переступают ни другие люди, ни гаджеты. Медиаграмотность – это про осознанность. И чем раньше человек обретает осознанность, тем лучше это для него. Мы выбираем что надеть, что съесть, куда пойти. Давайте уметь выбирать и информацию, которая влияет на нас. 

Говорят, если человеку повторять, что он свинья, однажды, он начнёт хрюкать. Я за то, чтобы после первого повторения человек мог сказать «я не свинья» и больше не вестись на манипуляции других. 

  1. Кого из журналистов посоветовала, как пример? Возможно какие-то программы или издания? 

Не читайте журналистов, не смотрите программы – они, в разной мере, заангажированы. Вырабатывайте критическое мышление. Его можно выработать по упражнениям разных психологов и преподавателей. Самое простое – возьмите любую детскую сказку и проиграйте ее для себя от имени каждого из персонажей: проанализируйте у кого какие интересы, что кем движет, отследите причинно-следственные связи, отыщите истинные мотивы каждого. Так вы научитесь смотреть шире и докапываться до сути вещей. Так вам будет проще вычислять чужие манипуляции и противостоять им.

  1. Посоветовала бы наш факультет другим? 

Только тем, кому это близко. Это большой опыт и хорошие знания. 

  1. Если не секрет, где нашла себя после учебы? 

В сфере управления и организации.