“За ней скрывается умная голова”, — лозунг рекламной кампании второй по значимости газеты Германии Франкфуртер Альгемайне Цайтунг. Ее главный редактор Вернет Д‘Инка прилетел в Украину, чтобы поделиться приобретенным за 40 лет стажа опытом, и рассказать о европейских стандартах печатных изданий.
Газете, в которой работает Вернер, уже около 70 лет. С 1949 года издание стает все популярнее. Каждое утро ее получает 400 тыс. человек и с восхищением читает за чашечкой кофе. Но, в ходе интенсивного развития электронных технологий, приходится все чаще задумываться над вопросом какова журналистика будет через 10-20-50 лет?
Будем ли мы читать материалы в бумажных газетах или уже в привычном виде развернутых интернет-статей, посредством телефонов, планшетов или ноутбуков? Вернер поведал представителям украинских СМИ, как на это смотрят за границей.
В Германии считают, что это не так важно, потому что мы, журналисты, продаем не бумагу, а информацию, анализ, комментарии. Решающий вопрос: каким образом будет производиться оплата за наш труд, ведь создавать и поддерживать СМИ — это большие затраты, и на одном энтузиазме тут не выйдешь. А чтоб издание оставалось максимально качественным, приходится зарабатывать деньги самому, но в этом есть плюс — мы остаемся независимыми от банков и других источников.
При этом не стоит забывать про рекламу издания, ведь подпитывать читателей нужно всегда, даже когда ваши газеты\журналы являются самыми крупными. BMW — знаменитая марка, но ее все равно рекламируют, потому что конкуренция может убить. Пока ты ушел в затишье, другие могут “отобрать” аудиторию.
Можно предположить, что интернет-реклама, которая всплывает по бокам будет держать СМИ на плаву, но она точно не покроет все затраты. Поэтому нужно сделать так, чтоб червяк был вкусным рыбе, а не рыбаку. Тексты должны завлекать к прочтению каждый раз все больше. Поэтому становится ребром вопрос анализа аудитории. Нужно прикладывать теперь больше усилий, чтобы предугадать что будет интересно не нам — вещателям, а им — читателям.
В газете Франкфуртер Альгемайне Цайтунг, где я один из 4 главных редакторов (в Германии такова система, где управляет несколько человек), есть статут, в котором прописано каким образом мы можем зарабатывать, а каким нет. Если удалось собрать немного больше ресурсов, чем рассчитывали, то мы откладываем их для поддержания начинающих журналистов. Например, для аспиранта, который хочет написать научную работу и не имеет на это достаточно ресурсов.
Дисциплина в редакции строгая. Тот, кто осмелится согласиться написать за деньги о ком-то, больше у нас не работает. Таким образом джинсы совсем нет, есть только официальная реклама. Все остальные новости публикуем вне зависимости от того, нравятся они нам, или нет. Единственное что мы обходим — тему самоубийства.
Так как Франкфуртер Альгемайне Цайтунг — вторая по популярности национальная газета Германии, сюда попасть нелегко. Мы набираем по 5-6 человек в год на двухлетнюю стажировку. Журналисты получают определенные гонорары, которые, конечно, заметно разнятся с заработным платами штатных журналистов. Но это дает им стимул учиться большему. После прохождения так называемого испытательного срока, мы оставляем ребят, которые лучше всего ладили с редакторами. Кстати, на стажировку скорее возьмем специалиста в сфере экономики или политики, чем с образованием журналиста.
Когда встречаюсь со студентами, советую изучать право, экономику, и другие отрасли. Ведь, если мы сами не понимаем тему, которую освещаем, то нас легко обмануть, мы не сможем адекватно оценить информацию.
Кстати, интервью мы стараемся всегда давать на проверку спикеру. В Германии это называется авторизация. Я поклонник такого подхода, так как в ходе редактирования материала, волей-неволей мы улучшаем текст, изменяем, выносим на первое место то, что спикер хотел сказать мимолетом. К тому же, когда говоришь человеку, что дашь почитать ему интервью перед публикацией, он ведет себя более раскованно, не подбирая заумные слова и правильные предложения. Но это не касается комментариев для какого-то материала.
Люблю интервью, знакомства с разными людьми - интересными и нудными, симпатичными и неприятными. То, что мы можем передать читателю свои переживания — можно считать подарком. За это и люблю быть журналистом.
Об этом Вернер рассказал на семинаре «Европейские стандарты печатной прессы. Менеджмент и маркетинг газет» в Днепре, который был организован Академией украинской прессы при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине. Участники - 26 журналистов и редакторов газет со всей Украины.
Яна Липкан