Жанр – психологическая драма. Режиссер – Сидни Люмет. В ролях: Фэй Данауэй, Уильям Холден, Питер Финч, Роберт Дюваль. 1976 год.
Этот фильм давно уже стал классикой американского кино. Но если вы увидели его в какой-то Топ-20, не спешите запасаться попкорном. Эта картина требует более вдумчивого подхода и определенного бэкграунда.
Фильм рассказывает о дикторе телесети новостей, который сходит с ума и начинает вещать, как пророк. Выясняется, что сумасшедший пророк гораздо полезнее для телерейтингов, чем диктор новостей. Новое «шоу» с восторгом принимают все американцы.
Картина «Телесеть» появляется в 70-е годы, когда коммерциализация и погоня за рейтингами стали главным приоритетом для западных СМИ. Американские телесети в эти годы всерьез рассматривают вопрос о том, чтобы отказаться от новостных блоков или же свести их к минимуму, поскольку новости не являются «рейтинговой» программой. Именно такое состояние вещей становится объектом жесткой сатиры в фильме. Ради наживы телевизионщики готовы пустить в эфир журналиста с психическим расстройством, прорицателей будущего, крайних политических маргиналов и даже террористов. А убийство в прямом эфире – идеальный способ еще больше поднять рейтинги.
Вполне возможно, что в 70-е фильм стал жестоким откровением о том, по каким законам работает массовая коммуникация. Сейчас эти вещи являются прописной истиной. И поскольку фильм не несет разоблачительного пафоса современному зрителю, то может показаться ему странным и нудноватым. Но если вы интересуетесь кино по-настоящему, то здесь есть, на что посмотреть. Обратите внимание, например, на то, как пытаются манипулировать образом «пророка» различные коммерческие и политические силы. Иногда складывается уникальная ситуация: «пророк» клеймит сильных мира сего, но они не могут отказаться от прибылей, которые приносят его изобличения. Образы персонажей линейны, но так и должно быть в настоящей сатире. Ведь здесь все подчинено центральной идее. В этом плане интересен образ, созданный Фэй Данауэй. Холодная карьеристка, готовая даже на убийство ради успеха. Она легко переступает даже через близких ей людей. Платой за успех является неспособность любить. Героиня понимает, что встретила нужного ей человека, но удержать его не может. Да на это и нет времени.
Вряд ли в ХХІ веке этот фильм стоит посмотреть каждому. Но если вы готовы на 2 часа отложить все дела и серьезно поработать над фильмом, то не останетесь разочарованы.